Основу методологии и развития муниципальной системы наставничества составляют следующие нормативно-правовые документы:
-
Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися, утвержденная распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. № Р-145;
-
Письмо Минпросвещения России N АЗ-1128/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ N 657 от 21.12.2021 О направлении Методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке и внедрению системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях», «Методическими рекомендациями для образовательных организаций по реализации системы (целевой модели) наставничества педагогических работников»
-
Положение о наставничестве для педагогических работников образовательных организаций Пермского края, утверждено приказом Министерства образования и науки Пермского края от 04.07.2022 г. № СЭД-26-01-06-629 (с исзменениями и дополнениями дополнениями от. 03.10.2022г.№ 26-01-06-933 и 13.03.2025 № 26-01-06-252);
-
Дорожная карта по внедрению и реализации наставничества педагогических работников в Пермском крае, утверждена приказом министерства образования и науки Пермского края от 25.07.2022 г. № СЭД-26-01-06-696;
Распоряжение Правительства РФ от 21.05.2025 № 1264-р «Об утверждении Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года и плана мероприятий по ее реализации» (вместе с «Планом мероприятий по реализации Концепции развития наставничества в Российской Федерации на период до 2030 года»).
Понятие наставника и наставничества в образовательной организации отражено в приказе Минпросвещения России от 24 марта 2023 г. № 196 «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность», которым была введена квалификационная категория «педагог-наставник».
Президент РФ Владимир Владимирович Путин 1 апреля 2025 года подписал Указ о праздновании Дня наставника 2025г.
Начиная с 2022 года в муниципальной системе образования Октябрьского округа ведется работа по развитию наставничества педагогических работников (распоряжения Управления образования от 30.09.2025 № 143/1-01-06; от 17.03.2022 от 43-01-06). Эта целенаправленная деятельность направлена на повышение качества преподавания, поддержку молодых специалистов и формирование сильного педагогического сообщества.
Ввиду отсутствия в системе образования отдельно выделенной структуры методической службы данная деятельность организована через работу муниципальных методических объединений учителей-предметников, творческих и проблемных групп, работу школьных методичких объединений, педагогов, входящих в состав регионального методического актива (Приказ ГАУ ДПО ИРО ПК от 30.12.2022 №01.01.05/456 "Об организации работы регинальном методического актива в Пермском крае" (см.состав РМА)
Материалы педагогов по наставничеству:
- "Опытный учитель–начинающий педагог: эстафета знаний и опыта", Решетковой Е.В., заместителя директора по УВР, член регионального методического актива. Опыт представлен на I региональном Форуме педагогов-наставников Пермского края «Весенний импульс: стратегии наставничества и просвещения», 01.03.2025г. и Краевом форуме "Наставничество как искусство взаимодействия в развитии субъектов образовательных отношений",2022г.;